LAIBACH WAT 12 tks / 58 mins (p) & © 2003 Mute

Виртуальные правители NSK, тоталитарные громовержцы из Словении вернулись с новым альбомом. Название их новой работы скорее всего расшифровывается как "war against terrorism", но сами музыканты отмалчиваются по этому поводу. В прессе уже писалось, что звук "WAT" стал ближе к параллельному проекту LAIBACH – 300.000 VERSCHIEDENE KRAWALLE и даже чем-то напоминает музыку в духе DAF. И действительно, я словил себя на мысли, что свежие видеоклипы восставших из пепла LAIBACH (“Tanz Mit Laibach”) и DAF (“Der Scheriff”) имеют много общего: в музыке – жесткое техно, сдобренное хриплым вокалом (вернее будет сказать «голосом»); в текстах и картинках – полная неполиткорректность, в последнем случае акцентированная антиамериканская направленность. Но, во-первых, эта заявка а-ля «манифест» не вызывает отторжения благодаря «качеству, проверенному временем». Во-вторых, как и в талантливом (возможно, гениальном) фильме Ларса фон Триера «Догвиль» (первом из трилогии “USA – Land Of Opportunities”), здесь содержание обретает не узко антиамериканский, а глобальный, общечеловеческий смысл.
По заверениям Mute, LAIBACH отошли от саунда предыдущего альбома ("Jesus Christ Superstars" 1996 года), в котором доминировал риффованный электро-индастриал. "WAT" должен стать точкой отсчета нового стиля группы и, в тоже время, возродить былые эксперименты, которыми славились LAIBACH в первой половине 80-х, еще задолго до всемирной известности. Но не стоит забывать, что это все-таки LAIBACH, а значит гарантированы агрессия и звукотеррор. Лирика нового альбома – явное возвращение к корням, как и использование немецкого языка, идеологизированность и проломный милитаризм.
"WAT" имеет много общего с альбомом 1994 года “NATO”, начиная от названия. Это аббревиатуры, причем имеющие прямое отношение к войне. “NATO” был целиком посвящен войне в Югославии, новый альбом – войне всемирной и грядущему концу света. К тому же оба альбома получились мрачными и депрессивными. Оба сделаны в жестком, радикальном танцевальном ключе (в “Jesus Christ Superstars” стиль немного сменился, было добавлено немало кричащей металлической гитары). Наконец, как всегда у LAIBACH, присутствуют хор и скрипучий вокал со славянским акцентом.
Несмотря на тотально электронный саунд, "WAT" должен понравиться скорее поклонникам LAIBACH и тем, кто знаком с группой не понаслышке, а не любопытным неофитам, которых отпугнет милитаристский настрой этих серьезных дядек. Да, мне кажется, не хватает на новом альбоме традиционных для LAIBACH полустебных версий известных хитов (вроде “Life Is Life”, “Final Countdown” или “In The Army Now”). Кроме переделки "B-Мachina" словенской рок-группы SIDDHARTA, никаких больше кавер-версий здесь нет.
Лейтмотив этого диска – “Barbarians are coming”, слова из песни “Now You Will Pay”. После нашествия варваров, падения империи, заката цивилизации остается только выжженная пустыня (подобное чувство опустошения оставляет и музыка “WAT”). Перспективы вырисовываются не самые веселые, что подтверждают названия других треков: “Ende”, “Hell: Symmetry”, “Satanic Versus”, “Anti-Semitism”. В полной мере ощутить эпический размах философской концепции (а заодно познакомиться с историей коллектива) можно в одноименном треке альбома. Если не боитесь заглянуть в бездну, то 12 треков "WAT" – шоковый заряд, который станет для вас неожиданным сюрпризом. Это остро наточенная, ядовитая стрела, которая в конце концов настигнет всех, хвала небесным глашатаям из Любляны.

Доктор Морозов