PLASTIKMAN
I Like Hawtin

Помните такую песенку “I Like Chopin”? Там про Шопена. А мы поговорим про Хоутена. Это я к тому, что не Хоутина, как принято в культурном обществе. Ну ничего, скандальность добавит известности автору статьи, гм-гм… Итак, начнем.

Ричи Хоутен (Richie Hawt i n), также известный как PLASTIKMAN и F.U.S.E., создает музыку, которая представляет собой нечто большее, чем просто ритм технобита. Ричи Хоутен – один из первых революционеров в мире андерграундной музыки. Он основатель собственного лейбла, он имеет свой эйсид–стиль, по которому его можно безошибочно узнать, и к тому же он успевает ездить по всему свету и выступать со своей сумасшедшей музыкой.

Хоутен заинтересовался электронной музыкой в восьмидесятые годы, когда услышал у друзей брейк - данс, электро и новую волну. Отец (кстати, специалист по робототехнике в компании General Motors) дал ему послушать ранние записи KRAFTWERK. Дальше были SEVERED HEADS, ранний NEW ORDER, прочая электросинтетика, затем – чикагский хаус и эйсид - хаус и, наконец, детройтское техно. Хоутен с друзьями стали выступать в местном клубе (Виндзор, Канада) по субботам. Еще до этого Хоутен играл в подвале на двух старых вертушках и делал записи для узкого круга. Это все было в 1987 году. Затем Ричи появился в предместьях Детройта вместе со своим знакомым, которого звали Scott Borden. Вместе они играли по клубам все что угодно: от NITZER EBB до ортодоксального детройтского техно. Обычно это продолжалось до пяти утра, а затем Хоутен и Борден отправлялись в клуб "The Music Institute", где до семи крутили пластинки Kevin Saunderson и Derrik May.

Следующим шагом Хоутена стало проникновение в студию. Там он записал несколько мегамиксов для радио в начале 1989 года. Это были четыре трека в "авторской редакции" Хоутена. Потом он встретил своего будущего партнера John Aquaviva, у которого была хорошо оснащенная студия в Лондоне (правда, штат Онтарио). Как бы сам собой возник лейбл +8 (Plus Eight Records). Первым его релизом стала запись дуэта “отцов-основателей”, под именем STATES OF MIND "Elements Of Tone" в конце 1989 года. После того как она была выпущена, один из друзей и соратников Ричи по ди - джейскому столу Kenny Larkin сказал, что он работает над несколькими композициями. "Ну так чего ж ты не зайдешь в студию?" – сказал Ричи и Джон. – Мы посмотрим, что там у тебя." Так вышла вторая запись +8. Потом они встретили Дэна Белла (Dan Bell), и так вышла третья запись... Компания стала получать кассеты от ребят типа TORONTO SCIENCE и Ron Allen. Целый час музыки прислал Speedy J, и каждый трек чертовски понравился Ричи и Джону. В 1992 году музыканты Plus 8 получают предложения к сотрудничеству от тогда еще молодого и не слишком известного шеффилдского лейбла Warp. На сборнике "Artificial Intelligence" появляется композиция "Spiritual High" проекта UP!, за которым скрывался все тот же Ричи Хоутен.

Вскоре возникла необходимость в новых лейблах (или подлейблах, если можно так сказать). "Что, им одного было мало?" – спросит беспардонно иной читатель. А все очень просто. График релизов выстраивается, начинается бюрократическая работа. И тут – запись, которую хочется (или нужно) выпустить прямо сейчас. Для этого и был создан лейбл Probe. Кроме того, некоторые артисты лейбла занимаются сайд - проектами, и другой лейбл более подходит, чтоб творить под другим именем. Probe и возник усилиями музыкантов с +8, которые записывали не только чистое detroit - техно. Еще один лейбл, Definitive, стал выпускать хаус - музыку. Теперь им заведует Джон (Аквавива), который в большей степени сейчас занимается хаусом. Вообще чуть ли не каждый музыкант из той компании имел еще и организаторские способности. Иначе как объяснить, что многие имеют свои лейблы? Сотрудничая с Plus Eight, Фред Джанелли между делом открыл свою "фирму" Telepathic, а упоминавшийся Дэн Белл (теперь один из самых влиятельных музыкантов Детройта) не имел финансовой возможности, но с помощью друзей с +8 открыл Accelerate и совместными с ними усилиями выпустил первых четыре работы, а дальше все понял и занялся этим делом единолично.

Хоутен не только не замыкался на личных проектах, но довольно активно сотрудничал с другими фирмами и их представителями, как Fred Gianelli (представлявшим уже PTV), Pete Namlook (Fax Records). Но это он позволял делать раз - два в год, а все–таки больше внимания уделял себе (тоже правильно). Интересно, что совместный альбом Ричи и Фреда Джанелли (который все–таки остался в стадии проекта) должен был называться "Spawn", что вызывает ассоциации с одноименным шедевром мега - сотрудничества (правда, в музыкальном плане несколько иного рода). Хоутен сотрудничал с группой LFO, но для него лично самой лучшей совместной работой он считает EP с Питером Нэмлуком "From Within".

Многоликий Хоутен (в хардкоровом варианте – F.U.S.E., а в обнаженно - ритмическом – PLASTIKMAN) со своей +8 оказался востребован британскими компаниями Warp и NovaMute. С этого момента Ричи проявляет настоящую интернациональную активность. Стоит заметить, что он – гражданин трех стран, и этот житель "мировой деревни" с легкостью находит лазейки и выходы в мире международной дэнс - музыки.

Теперь родной дом для Пластикмэна – компания NovaMute, нечто среднее между независимым и мэйджор–лейблом. Сам Хоутен говорит, что NovaMute сочетает пробивной напор большого лейбла и ментальность маленького. Естественно, ему это очень нравится. Ведь он имеет возможность предлагать свою специфичную, андерграундную музыку и к тому же пропагандировать ее, давать интервью. Его знание современного dancefloor сделало Ричи DJ–звездой и популярным ремикшером (работа с Биллом Ласвеллом, BOMB THE BASS, NEW ORDER и участие в компиляции “ X - Mix 3 ” ). В 1994 выходит первый релиз Ричи под псевдонимом PLASTIKMAN "Sheet One", который принес ему славу техно-минималиста. Hаивысшей стадии минимализм достиг на диске "RecycledPlastik". Ричи делает основной упор на использование синтезатора Roland TB-303, но извлекает из него не иcтерично-визгливый свист, а красивый и глубокий звук.

Ричи Хоутен прошел путь от бескомпромиссной агрессии под псевдонимом CYBERSONIK (который, конечно, уже канул в прошлое) до home listening music, как на треке F.U.S.E. "Into The Space" и сопутствующем альбоме "Dimension Intrusion". Его второй альбом под псевдонимом PLASTIKMAN "Musik" – история техно в реальном времени. Выступление Хоутена в поддержку этого альбома проходило в здании бывшего склада компании General Motors. По случайному совпадению пол, стены и потолок были покрыты черным пластиком. Это понравилось Пластикмэну, и он даже взял это оформление в концепцию последовавшего концертного турне. "Причем буква К встречается на каждом шагу и символизирует почтение Хоутена к витамину К" – цитата из журнала “Птюч”.

Сингловая трилогия Пластикмэна "Plasticity" / "Plasticine" / "Plastique" – типичный пример так называемого "комплексного минимализма". Это шедевр ритм-программирования, содержащий свободные от сэмплов, ослепительно сияющие на танцполе звуки, слегка подкрашенные эсидом. Но вдруг случилась беда, как говорят в программе “Женские истории”, кажется. В 1995 году график релизов и выступлений PLASTIKMAN, грубо говоря, “полетел псу под хвост” в связи с тем, что изменились условия пересечения пределов страны и музыкант не смог въехать в Америку для запланированной серии концертов. Запрет действовал долго, и он стал терять и интерес к концертам, да и ослабела связь с детройтской сценой, вдохновлявшей его на запись нового альбома (так и не вышедшего “ Klinik ”) . По неофициальной версии, в США Хоутен стал персоной нон грата после того, как в период своих "кислотных экспериментов" имел серьезные проблемы с полицией из-за наркотиков. Но в 1996 году дела стали поправляться . Каждый месяц года Хоутен выпускал сингл под одним и тем же названием – “ Concept ”, и каждый сингл был разный, но неизменно очень минималистичный. Некоторые из записей позднее вошли на диск “ Concept 1 96:CD, mixed by Hawtin ” . Вся эта афера была своеобразной реакцией на новую школу техно в лице немецких лейблов Basic Channel, Chain Reaction, Profan и Studio 1.

То, что Richie Hawtin является блестящим мастером техно-минимализма, он доказал и своими следующими работами. В 1997 году на сингле DEPECHE MODE "Barrel of a Gun" появляется его ремикс на инструментальный трек "Painkiller". В 1998 году выходит альбом Пластикмэна "Consumed" и компиляция "Artifakts" (в которую вошло много нереализованного материала “ Klinik ”) . На этих работах, с помощью талантливых звуков и ритмических структур, он создает особую атмосферу электронного исследования. Хотя, безусловно, такая музыка ориентирована на определенную культуру восприятия, что может спровоцировать полное отторжение у слушателей с другим (это не значит плохим) вкусом. Так что если вы хотите выразить “фи” музыканту или, наоборот, свой восторг от музыки PLASTIKMAN, пишите по адресу: The Warehouse, 530 Walker Rd., Windsor, Оnt., N8У 2N1. Там находится учрежденная Хоутеном фирма Plastik Produkt, которая помимо переписки занимается членством в фэн-клубе, высылкой CD, организацией вечеринок и информацией о турне.

Хоутен потерял счет километрам и часам, которые ушли на турне. В один из редких моментов покоя в импровизированной студии UТК (under the kitchen, т.е. под кухней в доме его родителей) он сказал: "Я живу в сумасшедшем режиме. В понедельник я был в Париже, в среду – в Берлине, в субботу – в Финляндии, а в воскресенье – в Праге".

Но, наверное, никакое другое место на земле так не нравится Хоутену, как Детройт. Он сказал однажды, что люди здесь погружены в музыку, и не потому, что они ее ищут, а потому, что она их окружает. Из детройтских музыкантов ему нравятся патриархи: Derrick May, UNDERGROUND RESISTANCE и ди-джеи его поколения: Dan Bell, Carl Craig. Вообще он ценит американцев: Josh Wink, Woody McBride, Pete Namlook, а также бельгийца Robert Leiner (THE SOURCE). Что касается оборудования, которым пользуется Хоутен, то 80% составляют стандартные EMU и Roland (303, 808, 909), но они имеют специальные, эксклюзивные модуляторы и фильтры. Для Пластикмэна есть несколько композиций, которые он считает классическими: это "E2-E4" Эммануэля Готшенга, 58-минутный трек от группы 83 и безвестный техногимн от группы LINK.

В этом году Richie Hawtin возвратилсяся после пятилетнего молчания с новым альбомом "Closer". Релиз, вышедший 20 октября сего года на Nova M ute Records, предварялся синглом "Disconnect" (29 сентября). Трехтрековый предвестник альбома оказался темным, абстрактным и интроспективным по содержанию: одним словом, достойным последователем альбома "Consumed". "Десять лет я пишу музыку в качестве Пластикмэна, и с каждым днем узнаю все больше об инструментах и аппаратуре. Я понял, что чем более комфортно ты чувствуешь себя, используя оборудование, тем больше шансов воплотить до конца самую смелую идею, возникшую в твоей голове. Именно поэтому в каждой новой записи остается больше "меня", чем во всех предыдущих. В альбоме "Closer" я еще более уязвимый, чем когда-либо. Здесь используются новые для меня средства, такие как вокал. Одно могу сказать определенно – в некоторых треках вы физически почувствуете, как именно работает мой воспаленый разум". Слушатели приготовились к новой порции кисловатого на вкус пластика 303–й пробы, на этот раз сдобренного вокализами Хоутена, и получили 75 минут паранойи и клаустрофобии. Маэстро начитывает полные страдания строки: "I don't know what's left to gain/All the guilts and now the blame/I don't want to stop this game/I'm starting to enjoy the pain". "Мне нравится внезапно встать поперек горла беснующимся рейверам и мастерски поломать их психику", – еле сдерживая слезы, признается Ричи. Критики усматривают в катарсическом "Closer" параллели с альбомами PINK FLOYD “ The Wall ” и “ The Final Cut ” и называют его лучшим альбомом PLASTIKMAN, а слушатели отправляются в очередное путешествие по лабиринту техно-музыки.

Доктор Морозов